Порядок рассмотрения обращений граждан в органах государственной власти и местного самоуправления
от 18 марта 2021 года
ПАМЯТКА
Порядок рассмотрения обращений граждан в органах государственной власти и местного самоуправления
Конституцией Российской Федерации закреплено право граждан России на личное обращение, а также направление индивидуальных и коллективных обращений в государственные органы и органы местного самоуправления. Порядок рассмотрения обращений таковых граждан урегулирован Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон № 59-ФЗ).
Так, согласно статьей 4 названного закона установлено, что обращение гражданина – это направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.
При этом, при рассмотрении обращения гражданин имеет право: представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме; знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну; получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов; обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке; обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.
К обращению граждан предъявляется ряд требований. Так, в письменном обращении в обязательном порядке должны быть указаны либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилия, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, суть предложения, заявления или жалобы, личная подпись и дата.
Обращение, поступившее в форме электронного документа, в обязательном порядке должно содержать фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии) заявителя, адрес электронной почты, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме.
Гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение, а также принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона № 59-ФЗ письменное обращение рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации. В исключительных случаях, срок рассмотрения обращения может быть продлен не более чем на 30 дней, о чем уведомляется заявитель.
Законодателем за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан установлена ответственность. Так, статьей 14 Закона № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» предусмотрено, что лица, виновные в нарушении данного Федерального закона, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. За нарушение порядка рассмотрения обращений граждан, помимо дисциплинарной ответственности должностных лиц, предусмотрена и административная согласно статье 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
При этом, поскольку полномочиями по возбуждению дел об административных правонарушениях по данной статье находятся в исключительной компетенции прокурора, в случаях нарушений должностными лицами органов государственной власти, органов местного самоуправления требований Закона № 59-ФЗ граждане могут обращаться в органы прокуратуры для решения вопроса о привлечении их к административной ответственности.
Прокуратура Ширинского района
Документы:
Документ |
Загрузочный сектор |
ПАМЯТКА Порядок рассмотрения обращений граждан в органах государственной власти и местного самоуправления |
скачать |